Московский комсомолец,
19 октября 2009 г.
Автострахование обязано выжать
925 просмотров
Совсем скоро этот вопрос начнет обсуждать рабочая группа Российского союза автостраховщиков (РСА) и Министерства финансов РФ. Но искать страховку подешевле, пока тарифы не повысили, опасно. На рынке гуляет более 750 тыс. чистых бланков разорившихся в 2009 г. фирм. Есть риск нарваться на подозрительно дешевый и недействительный полис.
Расценки на “автогражданку” не менялись со времени ее рождения, то есть с 2003 г. Быть островком стабильности страховщикам надоело уже давно: за последние шесть лет менялись валютные курсы, росла инфляция, и только базовая ставка ОСАГО оставалась на уровне 1980 руб. Участники рынка приводят аргумент: во многих регионах компании платят клиентам почти все, что выручают от продажи полисов. Примечательно, что в тройку лидеров по этому показателю выбились исключительно субъекты Северо-Западного федерального округа. То ли реакция у водителей там хуже, чем в среднем по стране, то ли дороги…
Для безубыточной работы страховщиков тарифы должны вырасти на 25—30% при прежнем уровне ответственности автовладельца, заявил недавно на встрече с журналистами член президиума РСА Сергей Саркисов. Он нарисовал мрачную картину: “Как только мы поймем, что обязательное автострахование совсем не приносит прибыли, то сдадим лицензии, и на этом рынке останутся только те, кто собирает с клиентов деньги и исчезает в неизвестном направлении”. По его словам, уже сейчас добросовестные участники рынка отдают из общего гарантийного фонда довольно серьезные суммы, объемы растут в геометрической прогрессии: с начала деятельности РСА выплатил по ОСАГО за обанкротившиеся страховые компании более 3 млрд. руб., и половину от этой суммы — в 2009 году. Саркисов полагает, что при нынешних темпах “заначки”, предназначенной для этих целей, хватит в лучшем случае на полгода.
Только в этом году лицензии были отозваны у 16 компаний. В совокупности они занимали 6,75% рынка ОСАГО, что составляет в денежном выражении 5,4 млрд. руб. Уже сейчас в сам РСА обратились 96,7 тыс. человек, купивших полисы обанкротившихся затем компаний. При этом чистые бланки “автогражданки”, изготовленные на Гознаке и обладающие всеми степенями защиты, некоторые банкроты так и не сдали в органы страхового надзора. Так что при покупке подозрительно дешевого полиса стоит присмотреться к печати. Если она принадлежит компании, которая не имеет права на страхование обязательной автогражданской ответственности, то в случае ДТП такой полис можно использовать только в качестве туалетной бумаги. А если учитывать “потерявшиеся” полисы, оставшиеся от компаний-банкротов прошлого года, то их общее количество еще больше. Избежать обмана поможет внимательность, советует топ-менеджер одной из российских страховых компаний Игорь Иванов: “С нового года полисы у нас немного другие — серии ВВВ. Полисы серии ААА, действующие ранее, продавать кому-то практически не имеет смысла — они должны быть заполнены до 1 января 2009 года, и первый же гаишник по дате заполнения поймет, что перед ним фальшивка”.
Врезаться, так в лимузин
Но полис ОСАГО может подорожать и больше чем на треть, если законодательно будет увеличен лимит ответственности застрахованного лица. Саркисов отметил: с Минфином уже достигнута договоренность, что человеческая жизнь при ДТП должна оцениваться в 500 тыс. руб. Сейчас, напомним, максимальная сумма выплат пострадавшему в аварии составляет 160 тыс. руб., если же в больнице по вине застрахованного оказалось несколько человек, то в совокупности они получат не более 240 тыс. руб. Насколько же будет оправданно это повышение? Статье “жизнь и здоровье” — лишь 1% от всех выплат по ОСАГО, остальное приходится на “железо”. Оценка ремонта машины не проблема в отличие от ущерба физическому состоянию человека.
Одна из страховых компаний приводит пример: клиент сбил стоявшую на переходе в ожидании зеленого сигнала светофора женщину. Она получила множественные челюстно-лицевые травмы, лишилась практически всех передних зубов. На лечение, установление имплантов, компенсацию утраченного заработка несчастной уже ушло более 240 тыс. руб.: лечение еще продолжается, а лимит ответственности давно исчерпан. “К счастью, у нашего клиента был полис ДГО, расширяющий лимит ответственности по ОСАГО, за счет его и оплачивается необходимое лечение. В противном случае он покрывал бы недостающие расходы из своего кармана”, — отмечают страховщики. Если бы не дополнительная страховка, женщине пришлось бы несладко: за оплату лечения сверх того, что дает компания, можно обратиться в суд. Но он не обяжет обидчика платить больше того, что он может.
Повышение может коснуться и компенсации ущерба имуществу потерпевших. Сейчас она не превышает 160 тыс. руб., страховщики считают справедливой сумму в 200—300 тыс. руб. По информации РСА, расчеты стоимости полиса кроме них сейчас ведет и Минфин. Заседание совместной рабочей группы намечено на середину ноября, тогда и станет известно, в какие сроки расчеты окажутся в правительстве.
Сколько времени до часа “Ч”?
Набирает обороты и практика прямого урегулирования убытков по ОСАГО. С 1 марта 2009-го автовладельцы получили право после ДТП обращаться не в компанию обидчика, а в свою. Таким образом, уже оплачено более 9 тысяч заявок — и их количество растет. Правда, некоторые компании занимаются “селекцией убытков”: своим клиентам они компенсируют лишь небольшие потери, а за значительными отправляют в компанию виновника ДТП. Впрочем, эта хитрая практика закончится с полным переходом на прямой порядок выплат. Уже сейчас крупные страховщики рапортуют о готовности к работе в такой форме. Минфин тоже не имеет ничего против: надо лишь, чтобы норма распространялась на все полисы, а не только на те, что моложе 1 марта 2009 г. Но для этого требуется и согласие всех членов РСА, в котором много мелких участников — а они не в восторге от реформы. Кроме того, по первости нововведение грозит затянуть сроки выплат по ДТП: изучать обстоятельства аварии будут две страховые фирмы, а не одна.
В общем, в ближайшие несколько месяцев обязательная страховка автогражданской ответственности в цене не поменяется. Каков же будет порядок цифр возможного повышения, станет известно как минимум через месяц — после появления расчетов Минфина. А реально повышение раньше 2010-го не случится. Что же касается банкротств — они по-прежнему угрожают компаниям, которые в своей работе делали ставку на ОСАГО и уделяли мало внимания другим видам страхования. Так, по прогнозам одного из членов РСА, с рынка могут исчезнуть до 60% игроков. Но стоит отметить, что в свое время лицензии на “автогражданку” получило слишком много компаний — и процесс централизации был неизбежен.
Убыточность* страховщиков по ОСАГО по некоторым регионам (доля)
Мурманская обл. 94,4% Карелия 85% Новгородская обл. 77,8%
По данным РСА. * Понятие убыточности в страховом деле означает долю выплат от суммы сборов.
Полисы ОСАГО каких компаний недействительны
МИШИНА Елена
Вся пресса за 19 октября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
|
Медвестник, 23 декабря 2024 г.
В России хотят создать прозрачную систему учета врачебных ошибок
|
|
Парламентская газета, 23 декабря 2024 г.
Выплаты участникам СВО вырастут в 2025 году
|
|
ТАСС, 23 декабря 2024 г.
«Преступление и наказание» по-американски: о чем говорит смерть страховщика-процентщика
|
|
Брянская губерния, 23 декабря 2024 г.
Брянские автомобилисты приготовились к электронному взаимодействию со страховщиками
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|